Давтян С. Э.

Язык как эволюционирующую систему можно представить в виде иерархии функциональных уровней, сопоставимых с фазами антропопоэза, понимаемого как становление разумного начала в человеке:
– номинативный уровень – именование объектов, действий, их свойств и отношений (доличностный уровень, доступный также некоторым животным – достигается в нулевой фазе и соответствует понимающему интеллекту, расширяющему свой лексикон);
– дескриптивный уровень – описание ситуаций и событий (уровень незрелой личности, доступный, за редкими исключениями, только человеку – достигается в первой фазе и соответствует представляющему интеллекту, развивающему синтаксис);
– экспланативный уровень – объяснение связей и отношений между событиями (уровень зрелой личности – достигается во второй фазе и соответствует объясняющему интеллекту, порождающему теории и концепты);
– конструктивный уровень – изобретение понятий, обозначающих вещи, никогда никем не наблюдавшиеся (уровень творческой личности, факультативный уровень – завершающий этап второй фазы, соответствует творческому интеллекту, меняющему мир при помощи конструктов).
Коммуникация, как самая древняя функция языка, пронизывает все уровни сверху донизу и уходит далее в доязыковые средства общения животных.
Восхождение по уровням антропопоэза мыслится как периодический процесс коэволюции интеллекта и языка с двумя фазовыми переходами, в ходе которых овладение языком порождает качественно новые свойства интеллекта, дающие начало новым уровням развития языка и так далее по спирали. Овладевая номинативно-дескриптивными уровнями языка, человек приобретает способность, отсутствующую у неразумных существ (умеющих управлять лишь своими движениями, вплоть до сложной вокализации) – способность управлять своими представлениями, что знаменует собой трансформацию понимающего интеллекта (ума) животного в представляющий ум (разум) человека. Граница между понимающим и представляющим интеллектом разделяет всё живое на неразумное и разумное: в царстве неразумного представления возникают непроизвольно, порождаются текущими событиями и управляют поведением животного, в то время как разумное существо, умеющее управлять своими представлениями, подчиняет своё поведение не только текущим, но и ненаблюдаемым событиям и ситуациям. В заключительной фазе антропопоэза формируются объясняющий (первый этап) и творческий (второй этап) интеллект.

Scroll Up