Рыскина В. Л.

Альтернативная коммуникация – направление, которое, с одной стороны, давно развивалось в коррекционной педагогике и афазиологии (использование языка жестов, азбуки Брайля, Лорма, разных видов визуальной поддержки высказывания), с другой стороны – последние годы расширились целевые группы, с которыми можно использовать альтернативные средства коммуникации, а также системы, методы, технические средства, переназначенные для детей и взрослых с множественными нарушениями, людей с аутизмом, синдромом Дауна.
Широкое использование различных технических средств в современном мире делает многих неговорящих пользователей средств альтернативной коммуникации активно включенными в общественную жизнь.
Приоритет речевого развития – активной вербальной речи – нацеленность специалистов «вызвать» речь во что бы то ни стало, с одной стороны, несомненно, имеет под собой нейропсихологические основания, с другой стороны, часто игнорирует коммуникативные и когнитивные потребности человека. Треугольник речь-язык-коммуникация – основа для обоснования важного акцента на выражение коммуникативных инициатив. Избыточность символов, предоставляемых человеку, имеющему трудности в экспрессивной и импрессивной речи дает основу для выбора ведущих способов запоминания и ассоциативных связей. Опыт родителей, использовавших жестовый язык в обычными детьми в качестве второго языка, а также представленные клинические случаи людей, не использовавших вербальную речь, дают основания для выводов о несомненной важности предоставления человеку дополнительных средств для кодирования и декодирования языка.
Процесс развития альтернативных средств и методов коммуникации является важным процессом, гуманизирующим подходы с людям с серьёзными проблемами в вербальной речи.

Scroll Up