Константинов К. В.
Колчева Ю.А.
Астахова Е.А.

Перспективным направлением разработки эффективной речевой терапии являются методы, включающие различные виды сенсорных воздействий при минимальном фармакологическом сопровождении. Целью применения сенсорной стимуляции в способах речевой терапии является функционально-специфическая активация тех отделов мозга, которые обеспечивают формирование речевых навыков.
К такой терапии относится способ стимулирования речевых функций на основе метода биоакустической коррекция (БАК). Концептуальной основой метода БАК является активация процессов нейропластичности за счет синхронизации эндогенной нейродинамики, выраженной в ЭЭГ, с афферентной нейронной активностью, спровоцированной сенсорным воздействием.
Техническая реализация метода БАК включает компьютерное преобразование ЭЭГ больного в акустический сигнал и предъявление этого сигнала пациенту в реальном времени. Особенность применения метода БАК для восстановления речевых функций заключается в использовании в качестве акустических стимулов вербальных сэмплов, предъявление которых скоррелировано с моментами появления в текущей ЭЭГ колебаний определенной длительности.
Набор вербальных сэмплов был заранее согласован с логопедами и состоял из простых наиболее употребительных слов: «мама», «папа», «дом», «лес» и другие. Предъявление слов производилось синхронно с текущей ЭЭГ по одному из каналов (Fp1 или T3), но не раньше окончания предыдущего вербального стимула, бинаурально. Продолжительность процедуры 20 мин.
В ходе многочисленных наблюдений в клинике «Биоакустической коррекции» и клинических исследований была показана результативность данной методики у детей с дисфазиями развития вследствие перенесенного гипоксически-ишемического поражения головного мозга. Курс процедур БАК в 3 – 4 раза ускоряет процесс речевого развития у таких детей, происходит достоверное увеличение активного словаря, наблюдается появление новых слов, как средства общения, увеличивается словарный запас по сравнению с группой детей, получающих только традиционное медикаментозное лечение в сочетании с логопедией. Достоверно улучшаются коммуникативные навыки, снижаются проявления агрессии, психо-эмоциональной лабильности у 80% детей.
В связи с высокой результативностью, безвредностью, метод БАК может быть рекомендован при терапии речевых нарушений у детей с дисфазиями развития на фоне перенесенного гипоксически-ишемического поражения головного мозга, что особенно актуально в педиатрической реабилитационной практике.

Scroll Up