Величенкова О. А.
Величенкова О.А.
Ахутина Т.В.

В 2019 году по инициативе Ассоциации родителей и детей с дислексией (при поддержке Министерства просвещения РФ и финансовой помощи Фонда «Наше будущее») независимым исследовательским агентством MAGRAM MR с нашим экспертным участием изучались осведомленность и отношение к проблеме дислексии и дисграфии в двух целевых аудиториях: среди профессионалов (педагоги, завучи, логопеды, психологи, дефектологи: 32 406 онлайн-опросников) и населения РФ (2 516 телефонных интервью).
Выяснилось, что 83% населения России не знает о дислексии и дисграфии у детей ничего. Около 59% россиян недооценивает распространенность проблемы, т.е. в обществе есть недостаточная настороженность по отношению к ней, низкая степень готовности к появлению ее в семье. Многие не понимают причин проблемы: 49% россиян указывают на невнимание родителей, недостаточное участие в воспитании и обучении; 26% – на нерационально организованное обучение. Только половина опрошенных осознает необходимость занятий со специалистами, треть считает, что достаточно участия родителей в обучении. Это создает риск неполучения детьми своевременной помощи. Только 57% тех, кто считает обязательным участие специалистов, могут их назвать. По мнению 44%, государство вообще не участвует в оказании помощи таким детям.
Среди профессионалов наиболее информированы логопеды (98%). Только 66% / 77% учителей знают о дислексии / дисграфии соответственно. Это означает, что учитель, столкнувшись с проблемой, не сможет ее распознать. 76% профессиональной аудитории считает дислексию и дисграфию распространенным явлением, недооценивают распространенность чаще учителя, завучи и психологи.
Только 46% специалистов считают себя подготовленными к работе с дислексией и/или дисграфией. Наименее подготовленными себя считают учителя, психологи, завучи. Подтверждают личный опыт коррекции дислексии / дисграфии 94% логопедов. Наименьший опыт у психологов (48%). Только 67% профессионалов подтвердили проведение коррекционных занятий в своей школе. Чаще всего (38%) помощь предлагается в объеме 1 час в неделю, что совершенно недостаточно для коррекции. 73% профессионалов уверено в нехватке в своей школе специалистов психолого-педагогического сопровождения.

Scroll Up