Станкова Е. П.
Кручинина О.В.1, 2, Гальперина Е.И.1, 2, Корнев А.Н.2

Считается, что объединение нервных центров при деятельности происходит на основе кратковременных модификаций фоновой структуры ЭЭГ (Шеповальников и др., 1991). В связи с этим, возникает вопрос: связаны ли проявления дислексии с нарушением базовых интегративных процессов, обеспечивающих целостную деятельность мозга, или с преходящими нарушениями, проявляющимися только при чтении. Для ответа на этот вопрос мы провели анализ фоновой электрической активности мозга у детей 9-13 лет с диагнозом дислексия сопоставили ее с активностью мозга их типично развивающихся ровесников.
В исследовании приняли участие 25 дислексиков (16 мальчиков и 9 девочек) в возрасте от 9 до 13 лет и 25 детей без нарушений чтения соответствующего возраста и пола. ЭЭГ регистрировали в состоянии спокойного бодрствования с закрытыми и открытыми глазами от 19 монополярных электродов. Спектральную мощность сигнала оценивали на 4-секундных эпохах анализа в следующих частотных диапазонах ЭЭГ: дельта (0,5-4); тета (4-8 Гц); альфа1 (8-10,5 Гц); альфа2 (10,5 – 13,5); бета1 (13,5-20 Гц); бета2 (20-30 Гц).
Многомерный (MANOVA) дисперсионный анализ позволил установить, что между группами дислексиков и типично развивающихся детей существуют статистически значимые различия спектральной мощности фоновой ЭЭГ, зарегистрированной как при закрытых глазах (F(6) = 6,37, p<0,0001, Лямбда Уилкса = 0,96), так и при открытых глазах (F(6) = 23,31, p<0,0001, Лямбда Уилкса = 0,87). Дислексики имели достоверно меньшие значения спектральной мощности ЭЭГ во всех шести исследованных частотных диапазонах. Фактор “отведение” также оказывал значимое влияние на показатели мощности ЭЭГ (при закрытых глазах F(108) = 9,31, p<0,0001, Лямбда Уилкса = 0,36, при открытых глазах F(108) = 7,33, p<0,0001, Лямбда Уилкса = 0,44), в то время как эффекта взаимодействия факторов “группа” и “отведение” не было выявлено ни в одном из исследованных состояний. Это позволяет сделать вывод об отсутствии зональных различий в спектре мощности между дислексиками и возрастной нормой, несмотря на разницу в амплитуде спектра в целом.
Таким образом, было обнаружено, что фоновая ЭЭГ (зарегистрированная в отсутствии целенаправленной деятельности) дислексиков 9-13 лет характеризуется сниженными по сравнению с нормой значениями спектральной мощности во всех исследованных зонах мозга.
Грант РФФИ 17-06-00542а.

Scroll Up